Профессия медицинского работника привлекает к себе с каждым годом все больше молодежи, несмотря на то, что все знают, что подготовка к ней трудная, длительная, требует от студентов гораздо больше настойчивости и самоотречения, чем от студентов других учебных заведений. Известно также, что и сама работа медицинских работников сложна, чрезвычайно ответственна, связана с тяжелыми душевными переживаниями.
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Республики Бурятия», является одним из лучших образовательных учреждений, в котором осуществляется выпуск средних медицинских работников. Это современное образовательное учреждение, географически расположенное в непосредственной близости от озера Байкал. Инновационная деятельность колледжа состоит в использовании современных технологий в образовательном процессе, в совершенствовании механизма адаптации колледжа к изменяющимся условиям российского и международного рынков образовательных услуг. Медицинский колледж не только обеспечивает выпуск специалистов, но и старается идти в ногу с современной наукой и практикой.
Подготовка средних медработников в России началась еще в первой половине XVII века с лекарских и костоправных школ, и к 1913 году насчитывалось 124 учебных заведения. В советское время, к концу 80-х годов, работало свыше 650 медучилищ, в которых ежегодно получали образование около 200 тыс. средних медработников.
ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ» на рынке образовательных услуг с 1964 года. Колледж много раз реорганизовывался, преобразовывался, переименовывался по требованию времени.
15 июля, 1964 года распоряжением Совета Министров РСФСР было открыто Селенгинское медицинское училище Министерства здравоохранения Бурятской АССР. Первое здание училища размещалось в двух больничных бараках, приспособленных для обучения будущих медицинских работников, в которых остро нуждалось здравоохранение республики. Директором училища была назначена Черкасова Н.Х., завучем - Содномов Д.Г. Работали всего три штатных преподавателя: Спешилова А.Д., Вылегжанина Е.И., которые учили общеобразовательным предметам, и только один врач - Викторова Н.Г. Первый набор в 1964 году составил 90 человек для подготовки медицинских сестер на базе 8 классов. Студентами стали большей частью взрослые люди, имеющие семьи, детей, но пожелавшие учиться на одну из самых гуманных профессий на земле - медицинскую сестру.
В 1966 году в училище пришел работать преподавателем анатомии Бернаев Александр Маланович. С 1972 года он являлся директором училища - заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации, заслуженный врач Бурятии, Почетный гражданин поселка Селенгинск. Одними из первых пришли работать Пермякова Валентина Михайловна – преподаватель фармакологии, Малкова Анна Ивановна – преподаватель английского языка, Хамарханова Зинаида Михайловна – преподаватель русского языка и литературы, Вставская Людмила Емельяновна – завуч училища, преподаватель математики, Сумская Валентина Петровна – преподаватель анатомии, отдавшие более 20 лет своей трудовой и творческой жизни подготовке и воспитанию будущих медицинских работников.
В 1967 году училище переехало в новое здание, состоящее из двух корпусов – учебного и жилого. Это событие стало праздником для коллектива и студентов, которые с энтузиазмом стали обживать свой новый дом. Увеличивалось число студентов, формировался коллектив штатных преподавателей.
В 1967 году состоялся первый выпуск, 84 человека получили дипломы медицинских сестер. Выпускники данного направления могли работать медсестрами/медбратьями в больницах, поликлиниках, стационарах, оказывать текущую помощь пациентам, выполнять процедуры, наблюдать за состоянием больных и фиксировать данные.
С 1977 года училище стало набирать студентов и на базе среднего полного общего образования, что увеличило контингент, количество штатных преподавателей. С 1988 года в училище открывается новая специальность – Лечебное дело, что не только расширило функции, но и увеличило требования к подготовке специалистов и организации образовательного процесса, явилось свидетельством высокой квалификации преподавателей и достаточной оснащенности учебной базы. Выпускники могли работать на скорой помощи, в фельдшерских пунктах вокзалов, аэропортов, небольших сельских поселениях. Фельдшеры оказывали доврачебную помощь, устанавливали первичный диагноз. Стабилизировали состояние больного, пострадавшего до транспортировки в оборудованный стационар.
С началом реформ А.М. Бернаев сумел адаптировать медицинское училище к новым экономическим условиям, сохранить коллектив и студенческий контингент. Под его руководством в 1986 году в училище введены в эксплуатацию общежитие секционного типа на 100 мест и столовая на 75 посадочных мест, обновляется материально-техническая база, пополняется оснащение учебного процесса современными средствами обучения.